Блог
Что такое аденоиды и как их диагностировать?

Скопления лимфоидной ткани в носоглотке, в норме выполняет защитную иммунную функцию. Под аденоидами понимают увеличение глоточной (носоглоточной) миндалины, приводящее к нарушению функции полости носа и слуховой трубы.

При увеличении (гипертрофии) аденоидов возникает постоянное затруднение носового дыхания, нарушение слуха, а при присоединении инфекции — может развиться отит. При повторных воспалениях аденоиды становятся очагом хронической инфекции, приводящей к воспалительным заболеваниям нижних дыхательных путей, частым простудным заболеваниям. Также увеличенные аденоиды могут стать причиной нарушений в формировании речевого аппарата у детей, снижения их работоспособности и качества жизни. Характерными признаками у детей являются затрудненное носовое дыхание, дыхание через рот, храп во сне, снижение слуха. Диагностику и лечение проводит оториноларинголог.

Заболевание встречается чаще у детей в возрасте 3-7 лет, однако возможно и в более раннем и позднем возрасте.

Диагностика:

Как правило, в своей врачебной практике мы сталкиваемся с тем, что родители приходят на прием и сами говорят о степени увеличение аденоидов у ребенка. При опросе выясняется, что степень гипертрофии родителям озвучивали другие отоларингологи, не проводя специально обследования (предположительно).

В современном мире единственным и самым эффективным методом диагностики данного заболевания, которое может поставить окончательный диагноз и определить метод эффективного лечения, является эндоскопическое исследование носа и носоглотки. Метод исследования абсолютно безвреден, легко переносится детьми и не требует никакой предварительной подготовки. Выполняется прямо в кабинете отоларинголога.

Осложнения:

Длительное нарушение носового дыхания формирует «аденоидный» тип лица — открытый рот, вялое, апатичное лицо, кроме того происходит неправильное формирование лицевого черепа и нарушение прикуса.

Появляется утомляемость, снижение памяти и успеваемости, бледность, частые простудные заболевания, заболевания среднего уха (отит), хронические секреторные отиты, приводящие к необратимому снижению слуха.

Нередко с аденоидами связывают анемию, заболевания желудочно-кишечного тракта, энурез, вялую осанку, отставание в развитии. Данные жалобы и могут ассоциироваться с патологией других органов, систем и неправильному обращению к другим специалистам.

Во всех случаях при подозрении на аденоиды необходимо получить консультацию отоларинголога.

Степени аденоидов:

Аденоиды по степени увеличения миндалины делятся на 3 степени:

1 степень — лимфаденоидная ткань закрывает 1/3 просвета хоан (хоана- отверстие через которое полость носа сообщается с глоткой);

2 степень — ткань миндалины закрывает 2/3 просвета;

3 степень — закрыто более 2/3 просвета.

Соответственно, в зависимости от степени закрытия хоан, затрудняется прохождение потока воздуха при носовом дыхании. Наиболее частым симптомом аденоидов является постоянное двустороннее затруднение носового дыхания и, как следствие, дыхание ртом. Так же симптомами аденоидов могут быть снижение слуха, храп, остановка дыхания во сне, нарушение сна, головная боль. Патологическое увеличение носоглоточной миндалины нередко сочетается с её воспалением- аденоидитом.

Lechenie

Лечение аденоидов:

После комплексной оценки жалоб и осмотра ЛОР органов устанавливается диагноз, определяется тактика лечения конкретного пациента, с учетом клинической картины и возраста пациента.

Консервативное лечение должно быть длительным (не менее 1-2 месяцев) и комплексным. Наиболее часто назначаются гомеопатические препараты, фитотерапия (масло туи, лимфомиазот и др.), местная гормональная терапия, так же популярна и эффективна климатотерапия (морской климат), галотерапия (пребывание в “соляных пещерах”), закаливание.

В гигиенических и профилактических (но не лечебных) целях возможно промывание полости носа физиологическим раствором. Физиологический р-р, очищая нос от секрета, улучшает носовое дыхание и в тоже время не раздражает слизистую оболочку.

Консервативное лечение аденоидов необходимо проводить под контролем врача оториноларинголога. При неэффективности консервативного лечения аденоиды нужно удалять.

В каком возрасте проводится операция?
  1. Возраст не является показанием или противопоказанием к проведению операции.
  2. До 3-х летнего возраста показания для аденотомии должны быть предельно жесткими.
  3. На сегодняшний день аденотомия выполняется под наркозом, с визуальным осмотром носоглотки во время операции, что позволяет резко снизить риск возможного рецидива.

Наши специалисты-отоларингологи проводят все необходимые манипуляции на ЛОР-органах для восстановления здоровья

Информацию подготовил

Врач отоларинголог, специалист в области ЛОР-хирургии

Кистрин Дмитрий Юрьевич